Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Появилось много книг, оздоровительных программ, цель которых, научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Валеологическое воспитание в детском саду осуществляется как во время занятий, так и в свободное время.
В детском саду ведущий вид деятельности – игра.
Предлагаю ряд валеологических игр, способствующих приобщению детей к здоровому образу жизни. Игры, способствующие развитию представлений ребенка о себе условно можно разделить на теоретические и практические.
Теоретические направлены на формирование представлений о своем организме, здоровом образе жизни, безопасном поведении. К ним можно отнести игры словесные, игры на развитие внимания, мышления.
К практическим, которые помогают приобрести навыки и умения ухода, заботы о своем теле, организме, здоровье:
— игры на развитие эмоциональной сферы;
— пальчиковые игры;
подвижные игры;
— упражнения на восприятие (развитие и совершенствование дыхательной, зрительной, слуховой, речевой, осязательной сферы);
— упражнения самомассажа;
— пластические этюды;
— игры – релаксации;
— сюжетно – ролевые игры;
— практические игры;
— игры с проблемными ситуациями.
К словесным играм можно отнести:
— «Подбери слова, противоположные по смыслу» (здоровый – больной, добрый – злой, полезный – вредный…);
— «Подбери пару»;
— «Назови части тела»;
— «Из чего я состою»;
— «Для чего нам нужны руки, голова…;
— «Кто помогает мне сохранить здоровье?»;
— «Как я могу сохранить свое здоровье?»;
— «Полезная и вредная еда», «Съедобное – несъедобное».
— «Как помочь другу? Игрушке, попавшим в беду, заболевшим»;
— «Расскажи Хворайке», «Помоги Айболиту»;
— «Золотые правила здоровья»;
— «Правила здорового сердца (кожи, носа, дыхания, зубов)».
* Игры зрительной, речевой, осязательной сферы:
«Глазки», «Мой веселый Язычок», «Что может мой язык», «Что я чувствую языком», «Что видят мои глаза», «Зеркало», «Что я чувствую?», «Как помогает язык мне разговаривать? Произносить звуки», «Зарядка для язычка», «Что видишь вокруг?»
* Игры на развитие эмоциональной сферы:
«Как сделать, чтобы Маша не плакала», «Как сделать, чтобы Коля не грустил», «Какое у меня настроение и почему?», «Улыбнись другу», «Узнай мое настроение по лицу, глазам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зеркало», «Покажи настроение».
* Примеры практических игр:
«Обработка раны»; «Помоги другу, попавшему в беду»; «Что делать, если…»; «Покажи, как правильно чистить зубы», «Научим кукол чистить зубы»; «Как правильно пользоваться носовым платком», «Как ухаживать за волосами, кожей, одеждой, обувью, игрушками»; «Если я сделаю так, то…»; «Как ухаживать за руками» и другие.
* Игры с проблемными ситуациями:
«У зайки болят уши», «Медвежонок заболел», «Мой друг болен», «Что делать, если…», «У Кати болят глазки»…
Таким образом, в педагогической практике по валеологическому воспитанию имеется огромный арсенал игр, развивающих представления ребенка о себе, своем организме, здоровье; приобретению умений и навыков, направленных на обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, способствующим укреплению здоровья и привития детям навыков здорового образа жизни.
Закончим нашу консультацию словами Януша Корчака, который писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Автор статьи Благонадеждина Е.А.
воспитатель I КК