Мелкая моторика – точные движения пальцев рук, особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.
Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
— Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
— Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
— Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
— Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети могут:
-запускать пальцами мелкие «волчки»;
-разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
-сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
-барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
-махать в воздухе только пальцами;
-собирать все пальцы в щепотку;
-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
-завязывать узелки на шнурке, веревке;
-застегивать (расстегивать) пуговицы;
-играть с конструктором, мозаикой;
-складывать матрешки, пирамидки;
-рисовать в воздухе;
-мять руками поролоновые шарики, губки, рисовать, раскрашивать, штриховать;
-резать (вырезать) ножницами;
-выполнять аппликации;
-скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
-складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
-перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
-легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
-вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
-«пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
-Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1.Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2.Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3.Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). 4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5.Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6.Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7.Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10.Собирать на даче или в лесу ягоды.
11.Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12.Вытирать пыль.
13.Включать и выключать свет.
14.Отлеплять и прилеплять наклейки.
15.Перелистывать страницы книги.
16.Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Воспитатель: Вдовина Л.В.