Рабочая Программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; «Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17), на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 14», Примерной адаптированной основной дошкольной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет (автор Нищева Н. В.). Срок реализации Программы – 2 года.
Содержание Программы обеспечивает коррекцию общего недоразвития речи дошкольников, а также развитие личности, мотивации и способностей детей с 5 до 7 лет в различных видах деятельности. Содержание коррекционно-образовательной деятельности зависит от уровня речевого развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности) и непрерывной образовательной деятельности (логопедическое занятие).
При разработке Программы учитывалось географическое месторасположение; социокультурная среда, контингент воспитанников, характеристики особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа определяет содержание и организацию коррекционно-образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
— овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
— фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования;
— охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
— формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
— обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
— воспитывать уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.