Изотерапия

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. Сухомлинский   Изотерапия-лечение изобразительным искусством- лепкой, рисованием, декоративно- прикладным искусством. Использование изотерапии способствует: формированию образов окружающего мира

0 комментариев

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. Сухомлинский

 

Изотерапия-лечение изобразительным искусством- лепкой, рисованием, декоративно- прикладным искусством.

Использование изотерапии способствует:

  • формированию образов окружающего мира и эмоциональному отношению к ним через тактильные ощущения, наблюдения, пространственное восприятие;
  • созданию территории комфорта и личной безопасности;
  • снятию эмоционального напряжения;
  • созданию условий для самовыражения;
  • корректировке эмоционально- волевой сферы и поведения;
  • повышению уровня самооценки и укреплению уверенности в себе;
  • развитию коммуникативных качеств личности;
  • повышению социальноадаптивных способностей ребенка, независимо от его психофизических возможностей;
  • развитию самостоятельного творческого мышления;
  • развитию восприятия цвета;
  • развитию координации руки;
  • корректировке эмоционально- волевой сферы и поведения;
  • созданию ситуации успеха, дает возможность чувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

Типы заданий:

Предметно-тематические задания — это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Я в детском саду», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д.

Образно-символические задания представляют собой изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье;
изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.д.
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.
В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.).

Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работы предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Эффект упражнений заключается в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшении эмоциональной напряженности, формировании чувства личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности.

Типичным для этого типа заданий является рисование пальцами, манипулирование пластилином (рисование пластилином по стеклу или пластику), экспериментирование с цветом, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.

Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй.

Детям можно предложить выполнить ряд упражнений:

Рисование в воздухе. Педагог (родитель) рисует в воздухе любую фигуру, которая изображает простой предмет. Просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а затем на бумаге.

Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых ребенок понимает, что он действительно может рисовать, у него открывается новое видение мира.

Узорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя выпускать. Задача другого — отгадать «нарисованное». Затем участники меняются ролями.

В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки. Даже для самых маленьких детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию.

При организации занятий необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Например, при организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глина, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение.

Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры,  т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действия. Вместе с тем необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование.

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.

Использование изобразительного искусства позволит скорректировать эмоциональную сферу у детей, снять эмоциональную скованность и напряжение, таким образом способствовать развитию их способностей.

Л. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и  связывает между собой такие функции, как речь, мышление, зрение, двигательная координация.

Правила изотерапии:

Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:
 

  • мечтаешь или сомневаешься – рисуй;
     
  • расслабленный или напряженный – рисуй;
     
  • скучно или занят – рисуй;
     
  • весело или грустно – рисуй;
     
  • страшно или смело – рисуй;
     
  • радостно или печально – рисуй;
     
  • тяжело или слишком легко – рисуй;
     
  • устал ли отдыхаешь – рисуй;
     
  • одиноко или со всем миром сразу – рисуй.
     

 

 

Воспитатель Глазова М.Ф.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *