Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский
Изотерапия-лечение изобразительным искусством- лепкой, рисованием, декоративно- прикладным искусством.
Использование изотерапии способствует:
- формированию образов окружающего мира и эмоциональному отношению к ним через тактильные ощущения, наблюдения, пространственное восприятие;
- созданию территории комфорта и личной безопасности;
- снятию эмоционального напряжения;
- созданию условий для самовыражения;
- корректировке эмоционально- волевой сферы и поведения;
- повышению уровня самооценки и укреплению уверенности в себе;
- развитию коммуникативных качеств личности;
- повышению социальноадаптивных способностей ребенка, независимо от его психофизических возможностей;
- развитию самостоятельного творческого мышления;
- развитию восприятия цвета;
- развитию координации руки;
- корректировке эмоционально- волевой сферы и поведения;
- созданию ситуации успеха, дает возможность чувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
Типы заданий:
Предметно-тематические задания — это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Я в детском саду», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д.
Образно-символические задания представляют собой изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье;
изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.д.
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.
В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.).
Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работы предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Эффект упражнений заключается в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшении эмоциональной напряженности, формировании чувства личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности.
Типичным для этого типа заданий является рисование пальцами, манипулирование пластилином (рисование пластилином по стеклу или пластику), экспериментирование с цветом, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.
Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй.
Детям можно предложить выполнить ряд упражнений:
Рисование в воздухе. Педагог (родитель) рисует в воздухе любую фигуру, которая изображает простой предмет. Просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а затем на бумаге.
Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых ребенок понимает, что он действительно может рисовать, у него открывается новое видение мира.
Узорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя выпускать. Задача другого — отгадать «нарисованное». Затем участники меняются ролями.
В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки. Даже для самых маленьких детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию.
При организации занятий необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.
Например, при организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глина, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение.
Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действия. Вместе с тем необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование.
Напротив, детям, эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.
Использование изобразительного искусства позволит скорректировать эмоциональную сферу у детей, снять эмоциональную скованность и напряжение, таким образом способствовать развитию их способностей.
Л. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие функции, как речь, мышление, зрение, двигательная координация.
Правила изотерапии:
Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:
- мечтаешь или сомневаешься – рисуй;
- расслабленный или напряженный – рисуй;
- скучно или занят – рисуй;
- весело или грустно – рисуй;
- страшно или смело – рисуй;
- радостно или печально – рисуй;
- тяжело или слишком легко – рисуй;
- устал ли отдыхаешь – рисуй;
- одиноко или со всем миром сразу – рисуй.
Воспитатель Глазова М.Ф.