Часто можно слышать: «Трудолюбивый человек», «волевой и принципиальный», «стойкий и мужественный», «человек с характером!». И нам ясно: под этим подразумевают те черты, которые показывают отношение к окружающему миру, к труду, к людям, к самому себе. Одним словом, каков нравственный стержень в человеке, какова его жизненная позиция как гражданина.
Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребёнке все лучшие черты, присущие человеку! А где искать источник этих ценных качеств личности? Не зря говорят: «Посеешь привычку- пожнёшь характер». К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко подчёркивали, что привычки следует рассматривать как одно из важнейших средств воспитания.
Особую роль в развитии ценных свойств характера играют нравственные привычки. Назовём основные, которые должны быть сформированы у ребенка, стоящего у порога школы. Привычка к чистоте, опрятности, порядку в своих вещах и окружающем; к самостоятельности, самообслуживанию; привычка ценить и беречь труд взрослых; к трудовому усилию, быть занятым, самостоятельно находить полезные дела; привычка бережно обращаться с игрушками, учебными пособиями, книгами, своими вещами и общественным имуществом; привычка уважать старших, заботиться о них и проявлять внимание к ним; правильно реагировать на родительское слово; быть дисциплинированным, правдивым, честным; привычка культурного поведения в обществе; и многие другие, которые лягут в основу характера растущего человека.
Но пока ребёнок совсем мал, родители очень многое упускают, делают немало ошибок в воспитании. Например, детские капризы, упрямство, озорство, неподчинение родительским требованиям воспринимаются как нечто естественное, сопутствующее детству. Лишают ребёнка самостоятельности, отстраняют его от трудовых и нравственных обязанностей, чрезмерно опекают, не предъявляют к нему должной требовательности. Иногда даже отрицательные проявления вызывают у них восторженное чувство. Если ребёнок чувствует, что постоянно является центром внимания, что все разговоры в семье ведутся только о нём, он становится маленьким тираном: он привыкает к тому, что от его «хочу» зависит вся жизнь в доме. Всё это не может не способствовать формированию, с одной стороны, чувства исключительности, эгоизма, с другой стороны, беспомощности, слабоволия.
Задача родителей — содействовать развитию волевых качеств ребёнка, предоставлять ему больше самостоятельности, ставить его перед необходимостью самому делать выбор, как поступить. Что может этому способствовать? Старший дошкольник, например, должен без напоминания убирать свои вещи, содержать в порядке свои игрушки, уметь отказываться от шумных игр. Всё это требует от ребёнка нравственных усилий, самоконтроля, умения регулировать свои желания.
Формированию характера способствует всё, с чем соприкасается растущий человек в семье. Семья — это первый коллектив ребёнка. Здесь он приобретает первый опыт взаимодействия с людьми, усваивает основы заботливости, познаёт, что такое ответственность, долг, труд. Здесь ребёнок получает первый социальный опыт. Становление характера находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией её быта, эмоционально – нравственной атмосферой. Вся жизнь семьи — школа, формирующая характер.
Надлежащий быт семьи, при котором предполагается разумный распорядок жизни дошкольника — существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа. Если режим в семье и в детском саду совпадает, то это значительно облегчает задачу формирования у ребёнка морально — волевых качеств. Расслабленность, нежелание преодолеть своё «не хочу» обычно ребёнок проявляет тогда, когда нет строгого режима. Если ребёнок гуляет и ест, спит и играет, когда ему заблагорассудится, если у него нет своих маленьких обязанностей, то его поведение всегда во власти случая. Недоспав — капризничает, хочет есть — просит яблоко или мороженое, а обедать не желает. У него много предлогов для споров со взрослыми: то он ещё не нагулялся, то доказывает, что у него чистые руки, то вымаливает ещё чуть-чуть посмотреть телевизор и т. д. Вряд ли надо доказывать, что в этих случаях нет основы для формирования у ребёнка организованности, волевых черт характера.
Повседневность должна ставить ребёнка перед необходимостью выполнять трудовые поручения, участвовать в делах семьи, проявлять заботу и внимание к близким. Пусть даже совсем в незначительном: самостоятельно себя обслужить, убрать за собой, помочь нести покупку, поднять оброненную вещь и т. д
И ещё: надо, чтобы ребёнок видел: в доме всё делится поровну- любовь, ласка, забота, внимание, обязанности трудовые и нравственные; он не на особом счету, а такой же как все. В общем, он должен чувствовать свою равнозначность.
Характер человека и счастье — понятия взаимосвязанные. Ясно, что у того, кто обладает лучшими человеческими качествами больше светлых минут, ибо у него более обострена способность воспринимать положительное в окружающем и делать добро людям. Завтрашний день вашего ребёнка в ваших руках; хотите, чтобы он был счастлив, воспитывайте в нём лучшие черты характера, от которых зависит его полноценное мироощущение.
По материалам источника: http://www.maam.ru/detskijsad
Подготовила: Ярмеева И.С
воспитатель подготовительной группы