Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития. Умственный труд, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях — сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.
Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику. Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:
• Могут легко сосредоточиться на проблеме;
• Очень внимательны;
• Обладают хорошей памятью;
• Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
• Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
• Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
• Легко справляются с решением любой логической задачи;
• Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
• Очень общительны и любознательны;
• Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.
Существует огромное разнообразие игр для развития логического мышления у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
Графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму.
Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразия словарного запаса ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда. В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух.
Головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка. По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формированию навыков работы в команде, в общении с другими детьми.
Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.
Головоломки – это тоже увлекательные и полезные игры на развитие логики. Среди таких игр можно выделить логический шар – лабиринт – это сфера, состоящая из лабиринтов и дорожек, через которые нужно провести шарик разными способами. Такая игра отлично вырабатывает усидчивость и логику.
Игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но плюс в этом, несомненно, есть. Если в компьютерной игре помимо бесполезных «бродилок» и «стрелялок» есть какие-либо задания – квесты, то выполняя их, ребенок получает и полезный опыт. Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком. Это плохо скажется на его здоровье (испортится зрение, нарушится осанка, а также приведет к возникновению компьютерной зависимости). Допустимое время на работу за компьютерными гаджетами в 6-7 лет регламентировано педиатрами и составляет не более 30 минут в день.
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, так называемые «задачки на сообразительность». Например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?». И не стоит огорчаться, если ребенок в свои 6 лет, возможно, не сможет отгадать некоторые из них. Многие задачи не сразу могут решить даже взрослые. Главное, что для ребенка это будет очень интересно, а вы в свою очередь сможете найти тысячи подобных заданий в печатных изданиях, интернете, а может быть, даже составите сами, развить логическое мышление не только малыша, но и свое и, конечно же, получить бесценные минуты общения со своим любимым малышом.
Источник: https://edu.tatar.ru
Составитель: педагог-психолог
Соболева С.А.