Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.
Условно выделяют пять форм дисгрфии. В данном случае речь пойдет об оптической дисграфии как наиболее часто встречающейся в практике.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов: («палочки», «овалы») и несколько специфичных элементов. Одинаковые элементы по разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки: И Ш Ц Щ; В Б Д У….. и дети путают похожие по начертанию буквы: «Р» и «Ь» «З» и «Э». Например, они могут не обратить внимания на одну из палочек в букве «Ш» или «хвостик» в букве «Щ». Письмо у этих детей медленное, неровное. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
— недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества)
Х вместо Ж ; Л вместо М ; и.т.д.;
— добавление лишних элементов;
— пропуски элементов, особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент;
— зеркальное написание букв;
Работу по профилактике оптической дисграфии необходимо проводить в следующих направлениях:
- Развитие зрительного внимания, зрительной памяти: игры типа « Чего не стало?», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», « Чем похожи?»
« Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различия»,
« Что изменилось», «Странный художник», картинки с наложением предметов и.т.п.
Проводить игры и упражнения в которых необходимо :
— определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;
— запомнить фигуры или предметы изображенные на одной карточке, затем найти их на другой или же найти новые предметы на другой;
— подобрать к изображениям предметов парные, но с противоположным значением;
— подобрать карточки, пользуясь приемом аналогии и.т.п.
В процессе таких игр зрительное внимание детей становится более активным, целенаправленным, устойчивым. Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции сличения, анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия.