Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных  несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма. Условно выделяют  пять форм дисгрфии. В данном случае речь

0 комментариев

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных  несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.

Условно выделяют  пять форм дисгрфии. В данном случае речь пойдет об оптической дисграфии  как наиболее часто встречающейся в практике.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная  сформированность зрительно пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Все буквы русского алфавита состоят из набора  одних и тех же элементов: («палочки», «овалы»)  и несколько специфичных элементов. Одинаковые элементы по разному комбинируясь в пространстве,  образуют различные буквенные знаки:   И  Ш  Ц  Щ;    В  Б  Д   У….. и дети путают похожие по начертанию  буквы:   «Р» и «Ь»  «З»  и  «Э».  Например,  они могут не обратить внимания на одну из палочек в  букве  «Ш»   или  «хвостик» в букве  «Щ». Письмо у этих детей медленное, неровное.  Если ребенок не улавливает  тонких различий между буквами,  то это непременно приведет к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

— недописывание элементов букв  (связано с недоучетом их количества)

Х  вместо  Ж ;   Л  вместо  М ; и.т.д.;

— добавление лишних элементов;

— пропуски элементов, особенно при  соединении букв включающих  одинаковый элемент;

— зеркальное написание букв;

          Работу по профилактике  оптической  дисграфии   необходимо  проводить  в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти: игры типа « Чего не стало?», «Что перепутал художник?»,  «Найди отличия», « Чем похожи?»

« Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различия»,

« Что изменилось», «Странный художник», картинки с наложением предметов и.т.п.

Проводить  игры  и упражнения  в которых необходимо :

— определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;

          — запомнить фигуры или  предметы  изображенные на одной карточке,   затем найти их на другой или же  найти новые предметы на другой;

— подобрать к  изображениям  предметов парные,  но  с противоположным значением;

— подобрать  карточки,  пользуясь приемом аналогии и.т.п.

 В процессе таких игр  зрительное внимание детей  становится более активным, целенаправленным, устойчивым.  Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции сличения, анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *