Страх – это серьезно? Страх – это серьезно!
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. При чрезмерной податливости к страхам, независимо от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича».
Одной из задач дошкольного образования ФГОС ДО определяет «Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие».
Откуда приходят детские страхи?
Переданная родителями эстафета
Чрезмерная опека
Неблагополучная обстановка в семье
«Неправильное» поведение родителей
Травмирующий личный опыт
И «страшную» сказку можно сделать былью.
В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются. Нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.
Возрастные особенности проявления страхов.
Возраст
Страхи
До 1года
Боязнь незнакомых людей.
От 1г до 2лет
Страх одиночества, иногда страх высоты, глубины. Боязнь врачей, боли, уколов, шумной обстановки в семье.
2 года
Страх наказания со стороны родителей, боязнь транспорта, животных(волка) уколов.
Младший дошкольный возраст
Страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков.
Типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст
Страх смерти, животных, сказочных персонажей, страшных снов, глубины, огня, нападения, войны.
У девочек: заболеть, наказания, перед засыпанием.
Младший школьный возраст
Страх опоздания в школу, порицания, сделать что – нибудь не так, страх несчастья.
Возрастные нормы
(среднее число страхов у детей)
возраст
Число страхов
Число страхов
девочки
мальчики
3
7
9
4
9
7
5
11
8
6
11
9
7 (дошкольники)
12
9
7 (школьники)
9
6
Из таблицы видно, что менее всего подвержены страхам мальчики в 4 , а девочки в 3 года. В старшем дошкольном возрасте количество страхов увеличивается. У мальчиков из неполных семей (вследствие развода) страхов больше, чем при наличии полной семьи. Сказывается невозможность ролевой идентификации с ушедшим из семьи отцом делает мальчиков более неуверенными в общении со сверстниками того же пола, что сказывается на увеличении страхов.
Как обеспечить профилактику страхов?
Профилактику детских страхов следует начинать с того момента, когда вы узнаете о беременности. Ребенок переживает все стрессы матери вместе с ней.
Дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых они не были желанными, или у очень занятых родителей.
Идеальный вариант профилактики страхов – участие отца в детских играх, его присутствие в то время, когда дети учатся ходить. Отцы, как правило, более спокойно относятся к неизбежным падениям.
Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания: ни дядей, ни волком, ни лесом, ни врачами, ни природными катастрофами, ни чем-либо еще. Послушания добиться, возможно, удастся, но возникнут и некоторые последствия – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
Нельзя запрещать ему бояться, темболее бранить и подвергать наказаниям.
Никогда не следует стыдить или высмеивать ребенка за его страхи. Стыд и страх взаимосвязаны. Стыд заставляет ребенка скрывать страх и тем усиливает его многократно.
Если ребенок слишком впечатлителен, отвечая на его вопросы и, вообще, предоставляя любую информацию, нужно соблюдать осторожность.
Ребенка никогда не нужно оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданногопугающего.
Лучшее средство профилактики детских страхов – взаимопонимание родителей и детей, атмосфера любви, понимания, принятия, поддержки, доброжелательности в семье.
Исключать испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, строгость, бескомпромиссность в отношении ребенка.
Ребенка до 5 лет нежелательно оставлять на ночь одного в комнате. По крайней мере, мать должна быть с ребенком рядом в момент засыпания. Тогда у него безболезненно пройдет период, когда он особенно склонен бояться темноты, одиночества и закрытых пространств. Укладывать ребенка спать лучше всего в 9 вечера, ни в коем случае не позднее 10-ти.
Лучшая профилактика страха засыпания и кошмарных снов — дать ребенку нагуляться и наиграться днем в активные игры, набегаться и напрыгаться. За час перед сном надо перейти от энергичных активных игр к спокойному времяпрепровождению.
Изотерапия – технология, используемая для коррекции страхов. Рисуя, ребенок выплескивает на бумагу страхи, тревоги, переживания, освобождается от них.
Озвучивание своих страхов.
Работу над страхами можно начать с того, что сообщить, «когда я была маленькой, такой же как вы, я очень боялась…., «даже сейчас, я тоже иногда испытываю чувство страха ……». Дети видят, что страхи бывают у всех (многих) людей и не стесняются рассказывать о своих страхах. Только 2 ребенка заявили, что ничего не боятся (хотя 1 рисовал страх).
Совместный поиск путей избавления от страхов.
У детей есть определенный опыт избавления от страхов, они охотно рассказывают, что помогает справиться со страхом.
Высказывания детей можно дополнить тем, что:
- очень хорошая «поддержка» мягкая игрушка, как хранитель от страхов во сне. Это может быть животное (но не зайка, мышка и т.п.), а большое и сильное, способное защитить ребенка. Объясняю, что она (игрушка) будет оберегать его от всяких страшных снов и пр.;
- можно оставить включенным на ночь ночник;
- еще отличный вариант «ночной поддержки» — «волшебная пижама». Родителям можно рекомендовать вместе с ребенком выбрать и купить готовую пижаму. Дома можно будет добавить к ней элемент защиты: волшебную ленточку, значок, вышить что-то и пр. Проговаривается, что это как оберег, который обладает охранными свойствами. Сказать ребенку, что эта пижама обязательно «волшебная», в ней будет хорошо спаться.
Для человека, особенно ребенка, находящегося в дисгармоничном состоянии, напуганного, это может оказаться мощной защитой!
- От объектов страха, например от чуда-юда, который «приходит» в детскую от ночных кошмаров, можно строить «ловушки от страшных снов».
Родители должны понимать, что страх – это серьезно, что часто он не проходит сам собой, что, к сожалению, возникновение страхов в большинстве случаев – это вина родителей: семейные неурядицы, родительская невнимательность, незнание ими психических и возрастных особенностей.
Приемы, которые могут помочь справиться со страхами:
- Создать хорошее настроение перед сном;
- Посидеть рядом в спальне пока ребенок не заснет.
- Включить ночник, приоткрыть дверь спальни, чтобы ребенок слышал, что вы в соседней комнате.
- Если ребенка беспокоят ночные кошмары, и он не помнит, что ему снилось, не стоит обсуждать это ни с ним, ни при нем;
- Если ночные кошмары возникают в определенное время сна, то перед этим надо разбудить ребенка и положить спать обратно;
- Если время кошмара не обозначено, то можно разбудить через 20 минут после засыпания и положить спать вновь;
- Если ребенок помнит, что ему снилось (кошмар), то включаем на ночь ночник и обсуждаем сон. Желательно увеличить продолжительность сна на час больше вечером/утром + дневной сон.
- При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну и теплая грелка в постель;
- Если ребенка мучают ночные кошмары, и он просыпается с криком ужаса, нужно подойти к нему, успокоить, сказать, что это всего лишь сон. Но будить ребенка, пока он не проснулся сам, НЕЛЬЗЯ. Глубокий сон подобен гипнотическому трансу, резкий выход из него может сильно напугать, нарушить нервное равновесие.
- Если ребенок мечется на постели, кричит, плачет, но при этом не просыпается, не будите его и ни в коем случае не пытайтесь обнять и прижать к себе. Вы ведь не видите его сон. А что, если во сне ребенка преследует монстр и вот — вот его схватит? И тут очень «кстати» ваши объятья… Для него-то это все происходит во сне! Попробуйте поговорить с ребенком. Назовите его по имени, скажите: «Ниночка, папа рядом, все хорошо». Если ребенок вступит с вами в диалог, постарайтесь вести диалог «параллельно сну».
- Если ребенок боится привидений и поэтому не может заснуть, приобретите на рынке пару симпатичных веников (в хозяйстве пригодятся — не дома, так на даче) и вечером уточните у малыша, где именно прячется привидение. Скорее всего, оно прячется в большом шкафу. Откройте шкаф, старательно «поработайте» там веником, приговаривая: «А ну-ка, противное привидение, выходи из шкафа и улетай из нашего дома, не то мы тебя вениками отшлепаем! И не вздумай возвращаться!» Попросите ребенка помочь, а когда он подключится, не забывайте повторять: «Не смей пугать моего сыночка (доченьку), живи себе в лесу, а тут наш дом, тут тебе не место!» Выметите вениками подоконник, откуда «улетело» привидение, закройте окно и уверенно скажите: «Видишь, малыш, как оно нас напугалось? Это потому что у нас волшебные березовые веники. Теперь ты можешь засыпать спокойно: привидение к нам ни за что не вернется: мы подоконник вымели, и оно дорогу забыло».
- Более эффективным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства.
- Так, вместо того чтобы бороться с воображаемым страхом перед Волком или Кощеем, нужно проанализировать возможные причины этих страхов, нередко находящиеся в сфере семейных отношений, в частности в конфликтном поведении отца, раздраженного и грозящего наказанием. Также и устойчивый страх Бабы Яги может говорить о том, что матери необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, сделать их более теплыми, непосредственными и откровенными.
В практике работы над устойчивыми детскими страхами используется техника рисования страхов. Она дает хороший результат. Рисуя, ребенок выплескивает на бумагу страхи, тревоги, переживания, освобождается от них.
Рисование страхов
1. Предложить ребёнку подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство страха.
2. Отметить, в каких частях (части) тела ребенок максимально ощущает свой страх. Обсудите это с ребёнком.
3. Когда ребёнок рассказывает о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой страх?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка».
Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство страха ассоциируется у детей с темнотой, чудовищами, разбушевавшимся вулканом, чёрным ураганом, драконом, пауками, приведениями, разъярённой собакой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства, отметками (1, 2), которые будет получать в школе.
4. Важно обсудить с ребёнком его рисунок, проявляю при этом искренний интерес, и отметить:
что изображено на рисунке; может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний); изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.
5. Далее спросить ребёнка, что ему хочется сделать с рисунком. Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут, выбрасывают, но большинство детей отмечают, что их «рисунок стал уже другим». В этом случае стоит попросить ребёнка изобразить изменённый вариант и также обсудить его с ребёнком: что он чувствует, когда рисует новый вариант, попросить поговорить от лица нового рисунка; каким стало его состояние теперь.
6. Предложить порвать бумажку с изображением существа на мелкие-мелкие кусочки (выбросить, закрыть в «домике страхов», сжечь. При этом крайне важно дать понять, что он сам одолел страх.
7. Страшное существо можно изменить, сделать добрее, нарисовав ему какие-то украшения
( например бусы бабе яге, костюм, шляпу Кощею бессмертному ит.п.