Влияние семейного климата на психологическое развитие ребенка

Внутри каждой семьи складываются свои неповторимые отношения. Каждый участник взаимодействия интерактивен: он постоянно влияет, воздействует на других членов семьи. Семья играет роль среды, в которой ребенок может получить благоприятные возможности

0 комментариев

Внутри каждой семьи складываются свои неповторимые отношения. Каждый участник взаимодействия интерактивен: он постоянно влияет, воздействует на других членов семьи. Семья играет роль среды, в которой ребенок может получить благоприятные возможности для развития.

Условия развития определяются отношениями членов семьи друг с другом, структурой семьи в целом, внешними влияниями на семью и возможностями пре­одоления проблем.

Решающее значение имеет не состав семьи, а степень ее гармоничности, но, конечно, неполной или деформированной семье гармоничной стать труднее.

В гармоничной семье ее члены связаны теплой эмоциональной привязаннос­тью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, никто из членов семьи не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие подгруппы (на­пример, объединение матери с сыном или дочери с отцом против других членов семьи). Избирательные контакты одного члена семьи с другим не умаляют роли других членов. Но только одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармоничной, если сама находится в конфликте с ближайшим окру­жением, если она изолирует себя от общества и даже противопоставляет себя ему.

Основным условием нормального психосоциального раз­вития (помимо здоровой нервной системы) признается спо­койная и доброжелательная обстановка, создаваемая благо­даря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддер­живают дисциплину, осуществляют необходимое наблюде­ние и обеспечивают материальными средствами, необходи­мыми семье.

Подчеркивается, что в то же время следует пре­доставлять ребенку больше самостоятельности и независи­мости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие ус­ловия для обучения. «Многие дети не имеют таких усло­вий.

Дошкольный воз­раст характеризуется тесной эмоциональной привязаннос­тью ребенка к родителям, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного обще­ния, не способен понимать причины конфликтов между ро­дителями, не владеет средствами для выражения собствен­ных чувств и переживаний.

Поэтому, во-первых, очень час­то ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоцио­нального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чув­ствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случив­шемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционально­го напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Особый интерес представляют изучение и классифика­ция неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев (1987) выделяют три типа не­правильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осоз­наваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регла­ментирующих и контролирующих мер, навязывание ребен­ку определенного типа поведения в соответствии с роди­тельскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти­тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мни­тельное отношение родителей к здоровью, успехам в обуче­нии своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое — чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возник­новения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболева­ниями, весьма актуальной является проблема психопрофи­лактики психического состояния здоровых детей-дошколь­ников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

Конечно, не существует готовых рецептов и мо­делей воспитания, которые можно просто взять и, не изме­няя, «приложить» к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему — право каждого родителя.

— Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения постав­ленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

— Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недо­статками, слабостями и достоинствами. Принимайте его та­ким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

— Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

— Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

— В качестве воспитательного воздействия чаще исполь­зуйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

— Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рам­ки и запреты (желательно, чтобы их было немного — лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку сво­бодно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

— Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воз­действовать на ребенка просьбами — это самый эффектив­ный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае мож­но применять прямые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок дол­жен четко понимать, за что он наказан. Каждый родитель сам выбирает меру наказания; хочется лишь заметить, что физические наказания — самая крайняя и самая тяжелая по своим последствиям карательная мера.

— Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему не­обходимые навыки и знания, понятия о жизненных прави­лах и ценностях, лучше понять друг друга.

— Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему не­понятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои жела­ния, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою лю­бовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за по­мощью к психологу или психотерапевту.

 

Воспитатель Глазова М.Ф.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *