Нередко родители, слыша от врача диагноз «задержка психического развития», очень пугаются. ЗПР – это не умственная отсталость. Конечно, аномалии в психическом развитии можно заметить и у новорожденного. А если приложить необходимые усилия, чтобы помочь ему развиваться, то можно добиться положительных результатов.
Раньше врачи с легкостью ставили такой диагноз детям, ссылаясь на не соответствие нормам психического развития по возрасту. Только благодаря родителям можно скорректировать поведение и психику ребенка. В качестве дополнительной помощи им окажут необходимую поддержку психологи и неврологи.
Что на самом деле представляет собой ЗПР? Прежде всего, незначительное отклонение в развитии психики, которое занимает срединное место между нормой и ее нарушением. При раннем выявлении ЗПР и принятии необходимых мер это отклонение легко устраняется.
К сожалению, ЗПР имеет в своей основе медленное развитие самой психической деятельности. При этом выражаться может у каждого по-разному в зависимости от степени выраженности и времени проявления.
На сегодняшний момент выделяют два фактора, по которым может формироваться ЗПР: биологический и социальный.
В первом случае это связано с неправильным течением беременности у женщины, когда она переносит какую-либо болезнь, находясь в положении; либо злоупотребляет алкоголем или наркотиками; неблагоприятное течение родов (кесарево или роды с наложением щипцов); резус-конфликт по крови между матерью и младенцем.
Сюда можно причислить наследственные заболевания психического и неврологического характера, а также инфекционные заболевания.
Во втором случае в семье проявляют к ребенку гиперопеку или не оказывают должное внимание малышу; ребенок лишен тактильного контакта с матерью; в семье применяются насильственные действия, как к ребенку, так и к другим ее членам; сильные психологические травмы, полученные детьми из-за неправильного воспитания родителями.
Но в основном диагноз ЗПР можно лишь диагностировать у пяти-шестилетних детей, когда они поступают первый раз в школу, появляются проблемы с обучением. Чтобы выявить в более раннем возрасте, необходимо внимательно следить за развитием ребенка. Кроме этого, родителям нужно самим ознакомиться со всеми нормами развития малыша конкретного возраста, а также показывать специалистам, например, неврологу, психиатру. Самое важное – внимательно относиться к ребенку, правильно заботиться о нем, постоянно с ним контактировать.
Составитель: педагог-психолог Соболева С.А.
Источник: http://profilaktika.tomsk.ru