Всегда в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Много парциальных программ посвящено этой проблеме. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и в парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
С целью ознакомить детей с растениями, научить любить и ценить их воспитатель Благонадеждина Е. А. и инструктор по физической культуре Стахеева Е. В. 13 августа 2018 года организовали экскурсию с воспитанниками МАДОУ детский сад 14 в парк «Целитель».
Основные задачи, которые решали педагоги, знакомя дошкольников с растениями, следующие:
— дать представления о том, что растения — живые существа, причем очень хрупкие;
— сформировать познавательный интерес к миру растений.
Формами педагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.
Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.
При организации наблюдений ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно, очень важно), но и для живых объектов, т.е. наблюдения несли не только познавательную нагрузку, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе. Из природного материала дети выполнили поделки.
Полученные представления о тех или иных растениях постоянно закрепляются и пополняются, тем самым поддерживают познавательный интерес детей.
Стахеева Е. В., инструктор по физической культуре, 1КК.