Консультация для родителей от музыкального руководителя
Известно, что музыка является составной частью среды обитания человека. Как один из видов искусства и одна из форм познания окружающей действительности, она представляет собой фактор развития человека: выступает как источник познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения личности, помогает осознать свое призвание, выстроить систему ценностей.
Музыкальную среду условно можно разделить на две составляющие: организованная, руководимая с воспитательной точки зрения, и неорганизованная, стихийная, которая не всегда основывается на нравственных принципах. Последняя особенно опасна для детей в силу несформировавшихся у них нравственных ценностей. Поэтому возникает необходимость музыкальную среду молодого человека организовывать в воспитательных целях. Одним из субъектов педагогизации музыкальной среды, т.е. придания музыкальной среде педагогической, воспитательной целесообразности, могут и должны выступать родители детей.
Однако в нашем обществе существует довольно распространённое ошибочное мнение, что родители, не имеющие музыкального образования, не могут организовать музыкальное воспитание своих детей. Ошибочность такой позиции состоит в том, что в настоящее время общий образовательный уровень родителей достаточно высок. Кроме этого, в задачу таких родителей не входит обучать своих детей конкретным умениям и навыкам игры на инструменте или овладевать музыкально-профессиональной терминологией. В их задачу входит формировать интерес к музыке с богатым духовным содержанием, развивать стремление ребенка к элементарному музицированию. Кроме этого, родители являются естественными диагностами развития, воспитания ребенка, что позволяет им проектировать и прогнозировать оптимальные пути нормирования музыкального интереса детей.
«Для чего нужна музыка?»
Музыка – мир радостных переживаний. Открыть для ребенка этот мир — значит развивать у него способности: музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. С этой целью необходимо воспитывать любовь и интерес к музыке, приобщать ребенка к разнообразным видам деятельности: пению, ритмике, игре на детских инструментах. Если ребенка приобщают к активной практической деятельности, то происходит развитие всех его способностей (активизируется творчество) и первоначальное формирование музыкального вкуса. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его общедуховной культуры в будущем.
«Уроки великого Карузо»
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Пение способствует развитию речи. Родители бывают довольны, когда их дети очень громко поют песни взрослого репертуара. Это серьезное заблуждение. Важно следить за тем, чтобы дети пели спокойно, без надрыва и крика. Взрослые песни рассчитаны на диапазон взрослого человека, а дети, исполняя их, занимаются подражательством и срывают голос. Нужно беречь детский голос, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик портит голос, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему.
«Музыка на кухне»
Интересно, что даже кухонная утварь может быть музыкальным инструментом. Начнем с обыкновенных ложек, лучше взять деревянные. Ложки зажимают между пальцами в одной руке и ударяют ими в нужном ритме о ладонь другой руки. Из кастрюли, верх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан. А еще можно подвесить на веревке алюминиевые кастрюльки и ковшики и ударять по ним ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится отличный музыкальный инструмент. Можно попробовать спеть вместе с ребенком его любимую песню в сопровождении этих «музыкальных инструментов».
Если Вам это понравилось, то, используя другие предметы «мира посуды», исполните народную песню «Светит месяц» в сопровождении таких «музыкальных инструментов», как стаканы, терки, тарелки, кастрюля с крышкой.
«Музыкальный словарь»
Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности, народные песни, которые состоят из одной только мелодии. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты – гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма. Великий композитор Д.Д.Шостакович назвал мелодию «душой музыкального произведения».
Особенности музыкального воспитания в семье
Краткие тезисы
Музыкальное воспитание ребенка — это духовно-нравственное воспитание.
Когда мы соприкасаемся с возвышенным миром музыки или поэзии, мы соприкасаемся с духовным миром поэтов и музыкантов, которые, в свою очередь, впитали духовные искания и достижения своих предшественников.
Музыка, поэзия, живопись — бесконечная, неисчерпаемая возможность передачи духовных ценностей.
Вопрос в том, все ли могут воспринять эти ценности?
Для развития восприятия прекрасного, интеллектуального развития ребенка необходимо музыкальное образование.
Музыкальное образование составляло обязательное условие аристократического воспитания.
Музыкальное воспитание и образование почти синонимы, но есть разница.
Музыкальное воспитание предполагает создание соответствующей атмосферы, когда занятия музыкой становятся чем-то само собой разумеющимся, естественной потребностью. Умение создать подобную атмосферу в семье облегчит ребенку дальнейшее более глубокое постижение музыки.